Покоритель Арктики - Ми-8АМТШ-В. Фото: russianhelicopters.aero
В последние годы наша армейская авиация получает новые винтокрылые машины в нарастающем темпе. Пять авиазаводов в 2009 году поставили в войска 25 вертолетов, в 2010-м - 59, в 2011-м - 90, в 2012-м - 127 и более сотни вертолетов в каждый последующий год. И это только новая авиатехника. Помимо них, с ремзаводов приходят и модернизированные версии проверенных моделей - до 50 в год!
От Крыма до Арктики
2014 год выдался для вертолетчиков насыщенным. В феврале - марте пилоты Южного военного округа обеспечивали безопасность при проведении народного референдума в Крыму: доставляли к местам выполнения задач «вежливых людей». Сейчас в состав мощной авиационной группировки на полуострове входит и вертолетный полк, на вооружении которого новейшие боевые Ми-28Н и Ка-52 и транспортно-боевые Ми-8 различных модификаций.
На заводе в Улан-Удэ в минувшем году освоено производство арктических Ми-8АМТШ-В. Они максимально адаптированы для боевого применения на Крайнем Севере. Первые 8 машин поступили на авиабазы в Западном и Центральном военных округах. Новые вертушки поддержат арктические бригады и гарнизоны на островах, куда кораблем раз в год, да и то не каждый...
Чего ждать
Отечественное вертолетостроение получит в ближайшие 10 лет 60 млрд. рублей. 36,5 млрд. - из госбюджета, остальное - из внебюджетных источников. Только для Вооруженных сил по госзаказу построят около 1000 вертолетов. Госпрограмма предусматривает и создание ряда перспективных моделей. Насколько они изменят ситуацию, в том числе и на международном рынке?
У сверхтяжелых машин лидером остается созданный в 80-е годы гигант Ми-26 (на военном сленге «Корова»). Его грузоподъемность в 20 т пока никто не превзошел. У покупателей вызывает интерес современная модификация - Ми-26Т2 с цифровым бортовым комплексом и сокращенным до двух человек экипажем.
В серию вот-вот пойдет Ми-38 грузоподъемностью до 6 т, а нишу до 12 т с 2018 года должен занять задуманный еще на излете СССР Ми-46. Машины такого класса позволяют решать самые разнообразные задачи - от пассажирских перевозок до высадки десанта, от спасательных операций до борьбы с подводными лодками.
В классе до 4 т первенство остается за Ми-8/17 (на армейском сленге «Пчелка»), но предел совершенства этой платформы уже достигнут. Заменить «Пчелку» с 2020 года должен В-37, способный при взлетном весе 10 т перевозить 4 т груза со скоростью до 370 км/час. Пока же на долю «восьмерок» приходится более двух третей производимых в России вертолетов - около 300 машин ежегодно.
А в классе легких винтокрылых машин (грузоподъемностью до 2,5 т) на лидерство претендует Ка-60/62 «Касатка». Кроме того, государство поддержит разработку вертолета грузоподъемностью до 2 т на базе «Ансата».
Знаменитый «Крокодил» Ми-24 сменит его модернизированная версия Ми-35. Ми-28 идет как основной вертолет армейской авиации, Ка-52 предназначен для поддержки морской пехоты и спецназа. С учетом экспорта объем серии боевых вертолетов всех трех типов достигнет полутысячи.
РЕКОРД
В сентябре 2014-го в ходе учений «Восток-2014» 15 МИ-А8МТШ с дополнительными топливными баками перелетели с острова Итуруп на Камчатку, в Елизово. 1300 км над океаном за 6 часов - это рекорд!