Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды14 декабря 2014 0:21

Скромная «Ида» подмяла под себя мощную гидру «Левиафана»

В Риге состоялась церемония вручения главных европейских кинонаград
«Ида» Павла Павликовского

«Ида» Павла Павликовского

Призы Европейской Киноакадемии (в просторечии Евро-Оскары) вручаются ежегодно в одной из европейских столиц. В этом году церемония проходила в Риге.

Среди претендентов на почетную стутуэтку в главной номинации «лучший фильм» были лучшие европейские фильмы уходящего года, громко прозвучавшие в прокате и на международных кинофестивалях.

- «Нимфоманка. Режиссерская версия» - пятичасовая сексуальная провокация Ларса фон Триера, проекция его личных и режиссерских комплексов на ставшую уже привычной ему ветвистую романную форму.

- «Ида» Павла Павликовского - скромная, компактная, черно-белая польская ретродрама о юной католической послушнице, пережившей кризис идентификации аккурат перед уходом в монастырь. Оказалось, что на самом деле девушку зовут не Анна, а Ида, и по происхождению она еврейка. Избежав Холокоста, Ида не стала собой. Винить в этом кого-то или благодарить?

- «Форс-мажор» - парадоксальная драма отличного шведского режиссера Рубена Остлунда ставит вопрос ребром: а как бы вы поступили в экстремальной ситуации схода лавины с горы? Бросились бы спасать детей или свой айфон? Верный ответ: не знаю. Потому что это вам только кажется, что вы знаете, как бы себя повели. Этого не знал главный герой фильма, по всем статьям положительный молодой человек, позорно бежавший с террасы отеля, бросив жену и двоих детей, но, конечно, не забыв айфона. Ну, и как прикажете с таким жить? Авторы не без гордости сообщают, что после просмотра фильма многие зрители испытывают непреодолимое желание развестись.

- «Зимняя спячка» турка Нури Бильге Джейлана - триумфатор Каннского фестиваля, медитативно-поэтическая рефлексия на тему гнилости турецкой интеллигенции, полная выспренности, красивостей и прочих штампов артхауса, а также диалогов по мотивам А.П. Чехова. Также имеются: пейзаж в тумане, одинокая фигура в нем, плачущая женщина в окне и — куда без нее? - дикая белая лошадь, поначалу стреноженная, но потом отпущенная на свободу.

- «Левиафан» - лучший фильм Андрея Звягинцева, тугая криминальная драма, содержащая наиболее жесткую социальную критику в отечественном кино со времен "Груза 200". Но если "Груз..." был как бы о "прошлом", то "Левиафан" совершенно не стесняется примет сегодняшнего дня, не опасаясь уже предъявленных ему обвинений в конъюнктурности.

Абсолютным триумфатором «Евро-оскара» стала польская «Ида»: ей достались статуэтки за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшие сценарий и операторскую работу. Победила «Ида» и по результатам народного голосования, а это свидетельство какого-то необъятного и всеохватывающего успеха. Будем надеяться, что с него начнется возрождение польского кино — когда-то одного из лучших в Европе, в последние годы ушедшего в глубокую тень.

Российский «Левиафан», собирающий сейчас призы во всем мире, был главным конкурентом «Иды», но сложным романным построениям Звягинцева евроакадемики предпочли суровую простоту Павликовского. Ни один из названных выше фильмов не получил ни одного «Евро-оскара», что весьма несправедливо. Следующее столкновение мощного «Левиафана» с субтильной, но неожиданно коварной «Идой» состоится на «Золотых глобусах», где они снова сойдутся в одной номинации - «лучший фильм на иностранном языке». А там и до настоящих «Оскаров» недалеко.

Лучшей евроактрисой назвали Марион Котийяр за "Два дня и одну ночь" братьев Дарденнов — в этом фильме лауреатка "Оскара» изобразила фабричную работницу на грани нервного срыва и увольнения. Спасти ее героиню может только секретное голосование коллег по цеху: они должны выбрать между ею и небольшим, но приятным бонусом в тысячу евро. Надо ли говорить, что лишенные всякой пролетарской солидарности бельгийские рабочие инстинктивно склоняются в сторону денег?

Приз за лучшую мужскую роль сколь предсказуемо, столь и справедливо достался Тимоти Споллу, сыгравшему в фильме выдающегося английского классика Майка Ли еще более выдающегося классика Уильяма Тернера. В исполнении прекрасного актера предвосхитивший абстракционизм «Мистер Тернер» выглядит сварливым, неопрятным полуживотным - в одной из монтажных склеек Ли откровенно уподобляет Тернера свинье. Если забыть на секунду, что на экране всеми признанный великий художник, на выставки которого во всем мире выстраиваются очереди, то перед оком простодушных зрителей, о которых так беспокоятся чиновники от культуры, в картине Ли предстанет то самое аморальное чудовище, которым его, простодушного зрителя, постоянно стращают. Странное, полуразложившееся, гнилозубое существо, исступленно исторгающее из себя искусство - явно дегенеративное на фоне возвышенных творений других авторов.

Европейским открытием 2014 года назван украинский режиссер Мирослав Слабошпицкий за его дебют «Племя» - жесткую социальную драму, разворачивающуюся в интернате для глухонемых и по этой причине полностью лишенную диалогов. Этот выбор стал одним из самых бесспорных, хотя и очевидных решений Европейской Киноакадемии.

ИСТОРИЯ «ЕВРО-ОСКАРА»

Европейский брат «Оскара» вручается с 1988 года. Именно в этом году в Берлине была основана Европейская Киноакадемия, озабоченная пропагандой кинематографа Старого света и объединяющая ныне около 2300 кинематографистов со всего континента. Они-то и голосуют за главный континентальный киноприз. Первым президентом Академии был Ингмар Бергман, с 1996 года его место занимает Вим Вендерс. Ежегодно Киноакадемия вручает свои призы по всем основным кинематографическим номинациям. Сначала приз именовался «Феликсом» - в честь каннского кафе, в котором Вендерсу сотоварищи пришла в голову счастливая мысль создать европейский аналог «Оскара». Но название «Феликс» продержалось недолго. Скоро награда стала именоваться Призом Европейской Киноакадемии, а в просторечии - Евро-Оскаром. Ее лауреатами в главной номинации «за лучший европейский фильм» становились в разные годы такие картины, как «Короткий фильм об убийстве» Кшиштофа Кесьлевского и «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи, «Рассекая волны» и «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера, «Амели» Жан-Пьера Жёне, «Головой о стену» Фатиха Акина и «Гоморра» Маттео Гарроне, «Поговори с ней» и «Всё о моей матери» Педро Альмодовара, «Белая лента» и «Скрытое» Михаэля Ханеке…. Награды вручаются каждый второй год в штаб-квартире Европейской Киноакадемии — Берлине.

НАШИ НА «ЕВРО-ОСКАРАХ»

Самый большой урожай европейских призов наши кинематографисты собирали во времена перестройки. В 1989 году сценаристка Мария Хмелик удостоилась награды за «Маленькую Веру». В 1990-м лауреатом в номинации «лучшая мужская роль» стал Дмитрий Певцов за работу в эпопеи Глеба Панфилова «Мать», а «европейским сценаристом года» - Виталий Каневский за литературную основу своей знаменитой картины «Замри, умри, воскресни». Каневский был назван и «европейским открытием года», а тогдашний Союз кинематографистов получил коллективный почетный приз за деятельность, осуждаемую нынешним его руководством. В 1993 году награда, тогда еще именуемая «Феликсом», нашла своего героя в лице Никиты Михалкова. Он был отмечен за фильм «Урга». В 1996 году за сценарий «Кавказского пленника» вознаградили Сергея Бодрова с соавторами, а в 2003 году «открытием года» было названо «Возвращение» Андрея Звягинцева. С тех пор европейских статуэток русские больше не получали.

Интересно, что чаще всего Россию на «Евро-Оскарах» представляли кинооператоры. Номинации получали оператор Сергей Трофимов за «Монгола» Сергея Бодрова, Михаил Кричман за «Изгнание» Андрея Звягинцева, Максим Дроздов и Алишер Хамидходжаев за «Бумажного солдата» Алексея Германа-младшего, Павел Костомаров за «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского. Ни один представитель новой русской операторской школы домой «Евро-Оскар» пока не увез, однако, сам факт того, что именно отечественные операторы регулярно (в отличие от режиссеров) оказываются в числе лучших, вызывает любопытство и уважение.

КСТАТИ

Что посмотреть? Лучшие кинопремьеры недели 11 - 18 декабря

«Хоббит: Битва пяти воинств»

Заключительная часть саги. Прекрасной, но такой затянутой...

Что бы я ни писал об этой серии, все тщетно. Все равно что с маленьким эльфийским клинком выходить супротив дракона огнедышащего. Ибо какая бы рецензия здесь ни была опубликована, вы все равно пойдете смотреть заключительную часть. Ибо странно, посмотрев предыдущие, не отважиться узнать, чем кончится-то история (читайте далее)