Поисковые работы осложняет чрезвычайно вязкий грунт. Фото: Евгений ПОРФИРЬЕВ
Вылетая на боевое задание, пилот и стрелок штурмовика ИЛ-2 еще не знали, что вернуться к своим однополчанам им уже не суждено. После непродолжительного боя в районе села Молдаванского - находится оно в окрестностях современного Крымска - связь с экипажем боевой машины оборвалась. Судьба самолета, а вместе с ним и двух пилотов оставалась неизвестной более семидесяти лет. Хотя попытки найти пропавший ИЛ в послевоенное время предпринимались поисковиками неоднократно.
Разгадать тайну 70-летней давности помог порядковый номер двигателя. Фото: Евгений ПОРФИРЬЕВ
- Ориентировочное место падения штурмовика определили только полтора года назад, - рассказал «Комсомолке» замруководителя поисковой организации «Кубанский плацдарм» Евгений Порфирьев. – А конкретную точку, где произошло крушение – лишь на днях.
Трудности поисков осложнял ландшафт – гористая местность, леса. А штурмовик ко всему прочему рухнул еще и в русло полноводного ручья. Все следы катастрофы были смыты водным потоком буквально за несколько дней, а обломки воздушного судна оказались похоронены под толстым слоем намытого ила, камней и грунта.
В почве попадались как мелкие детали штурмовика, так и весьма крупные. Одна из шестеренок самолета. Фото: Евгений ПОРФИРЬЕВ
- Мотор машины нашли на пятиметровой глубине, - добавляет поисковик. – После того, как деталь очистили от грязи, стал известен порядковый номер двигателя – 245185.
Пробив его по имеющийся у них базе, исследователи идентифицировали и сам самолет. Штурмовик ИЛ-2 под номером 1879061 был выпущен 22 июня 1943 года и направлен в 214-ую авиационную дивизию в 618-й полк. Но машина не отлетала и двух месяцев. В архивных документах указано, что 12 августа во время боя над селом Молдаванским немцам удалось сбить 5 наших самолетов. Два из них сумели «доковылять» до базы. А вот три рухнули на территории, занятой фашистами.
Воспользоваться парашютным кольцом (справа) летчики так и не успели. Фото: Евгений ПОРФИРЬЕВ
- Сбили их зенитками, - пояснил Евгений Порфирьев. – Обнаруженный же нами штурмовик после попадания в него снаряда загорелся и на огромной скорости врезался в артиллерийские позиции немцев, находившиеся в русле ручья. По всей вероятности, экипаж специально направил раненое воздушное судно на вражескую технику. Пилот и стрелок погибли на месте. Никаких жетонов и других отличительных знаков, которые бы указывали, кто конкретно из бойцов был в кабине, на месте катастрофы мы не обнаружили.
Чтобы выяснить личности героев, поисковики уже направили соответствующий запрос в архив министерства обороны. Ведь наверняка, еще живы родственники разбившегося экипажа, которые и не знали, где и когда оборвалась жизнь их дедов и прадедов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
На Кубани нашли орден Красной звезды, принадлежавший летчику пропавшего во время войны самолета
О пропавшем в окрестностях современного Хадыженска самолете ничего не было известно с 19 декабря 1942 года. Именно в тот день экипаж советского дальнего бомбардировщика ДБ-3 в составе других боевых машин получил приказ разгромить немецкие позиции. После выполненного задания на аэродром не вернулся только один самолет (читайте далее)
Среди погибших в 1944 году на подводной лодке, найденной на Украине, трое кубанцев
Трое из членов экипажа были родом из Краснодарского края. В их числе и капитан подводной лодки Карбовский Григорий Евстафьевич. Он родился в Сочи в деревне Нижнее Раздольная в 1903 году, его мама, Прокопенко Домна Афанасьевна жила крестьянском хозяйстве Новая Раздолька. А супруга капитана - Анна Семеновна Кацман - родом из Батуми (читайте далее)