Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды1 октября 2014 13:44

Леонид Якубович: Надо запретить себе думать о том, сколько тебе лет

Известный российский телеведущий рассказал «Комсомолке», как правильно воспитывать детей и каким должно быть современное телевидение
Перед премьерой Леонид Якубович облетел Могилев на самолете.

Перед премьерой Леонид Якубович облетел Могилев на самолете.

Фото: Ксения САВЧЕНКОВА

Леонид Якубович приехал в Могилев на фестиваль «Анимаевка», а точнее - на премьеру мультфильма «Возвращение Буратино», где он озвучивал кота Базилио. Утром в день премьеры он поехал в Могилевский аэроклуб и на самолете «ЯК-52» полетал над городом. Выйдя из самолета, Леонид Аркадьевич первым делом попросил пробить новые дырки на ремне.

- Я за последние несколько месяцев похудел на 18 килограммов, - признался он. - Активно начал худеть два месяца назад - и вот смотри, 6 новых дырочек на ремне. Мне в следующем году 70 лет, я должен быть в форме! Я решил, что в 70 лет я должен лежа выжимать 70 килограммов - вот моя задача. Сейчас выжимаю уже 55 килограммов.

- А как худели?

- Начал играть в теннис: утром и вечером тренировки, и еще три раза в неделю фитнес. Первое время меня просто уносили оттуда: теннис - это очень большие нагрузки, только теннисом я килограммов 11 сбросил.

- Откуда у вас время, чтобы все успевать?

- Если бы я не приехал на аэродром, чем бы я занимался? Я мог бы сейчас сидеть и ныть, что мне тяжело вставать или еще что-то, но я приехал сюда, сел в самолет и полетел. Надо просто делать.

- Но многие жалуются, что силы уже не те, энергии не хватает, возраст, в конце концов…

- Врут. Надо запретить себе думать о том, сколько тебе лет. Тебе столько лет, сколько ты хочешь. Ко мне сейчас девочки подходили сфотографироваться, я спросил, сколько им лет - они говорят: 62. А мне в следующем году 70. Они сразу: «Но этого не может быть!» И этого действительно не может быть: я знаю, что мне лет 50 - и все, надо жить, тянуть. Это во-первых. А во-вторых, я такой ленивый! Ленивей меня просто трудно найти в этой стране человека. Мне даже думать лень, но я заставляю себя, я решил бороться с ленью и все, что я делаю, - это борьба с ней. Иногда удается, а иногда эта сволочь побеждает.

«ВСЁ КРАСИВОЕ РАБОТАЕТ, А НЕКРАСИВОЕ - НЕТ»

- Во время творческой встречи с могилевчанами вы очень много говорили о воспитании детей. Так как правильно их воспитывать?

- Человек с детства знает только одно: самая красивая женщина на свете - это мама, а самый сильный мужчина на свете - его папа. И нечего ребенка разочаровывать.

- И это всё?

- Воспитание ребенка должно быть основано на том, что вокруг себя он должен видеть красоту: красивые игрушки, книжки, мебель, красивые дома, а не это уродство, которое понастроили, должен видеть на улице красиво одетых людей. Ребенка нужно водить в театр, потому что это красиво. Он должен слышать красивые слова, тогда это будет красивый человек, вне зависимости от внешности, к чему, кстати, тоже нужно приучать с детства.

- А разве нам не хватает красивых вещей?

Начиная с 1917 года мы были изолированы от мира и развивались сами по себе. Мы делали очень хорошие дома, самолеты, танки, ракеты, но никогда не думали о том, чтобы это было красиво. Любой летчик, скажет вам, что у нас замечательные машины, но никто не думал о комфорте тех, кто на них работает. А те, которые воюют, вообще бедолаги. Им надо воевать в условиях, когда все мысли направлены только на одно: выполнение задачи - этому человеку не должно быть неудобно. А что такое неудобно? Неудобно - это некрасиво. Андрей Николаевич Туполев, однажды идя вдоль строя самолетов, на вопрос: «Как вам Андрей Николаевич?» - ответил: «Вот этот будет летать, а этот - нет. Потому что этот красивый, а этот - нет». Все красивое работает, некрасивое - нет. И так во всем.

- А какие мультики показывать детям? Тоже красивые?

- Добрые. Мультик не может быть злым. Добро должно побеждать зло, хотя на самом деле ничего из этого не выходит, но во всяком случае иллюзия этого должна создаваться.

«Человеку нужно постоянно говорить, что он хороший»

- Вы говорили, что обожаете людей, которые умеют делать что-то лучше вас. А есть что-то, что вы умеете делать лучше остальных?

- Есть люди, на которых смотришь и думаешь: я, наверное, тоже так смог бы. А есть такие, на которых смотришь, и просто забываешь обо всем, потому что совершенно непонятно, как они это делают. Как играют Богдан Ступка или Смоктуновский - это же что-то совершенно потрясающее, и такие люди есть не только в кино или театре, они есть во всех сферах. Когда я пришел в 8 классе работать на завод, там был слесарь-лекальщик дядя Сережа. Мы ходили с открытыми ртами смотреть, как он работает: без микрометра на глаз делал все с точностью до долей миллиметра. С таким же удовольствием я наблюдаю за людьми, которые пишут картины. Или вот Вадим Семенович Жук - это потрясающий поэт, ходячий гений. Однажды мы гуляли с ним по Питеру, и он 7 часов безостановочно читал стихи, при этом он не просто читал стихи, он их разбирал: откуда эта строчка взялась у Пушкина, а помнишь, как там у Плутарха? Такой эрудиции просто нет - это абсолютный гений. Как тут можно сравнивать? И я понимаю, что этого достичь нельзя. Есть просто люди, которым что-то такое дано Богом, чего мне не дано.

По большому счету каждый из нас остался в каком-то ремесле только из-за какого-то человека. Мы вечно за кем-то следуем, мы в жизни ведомые. У каждого из нас на каждом этапе обязательно был ведущий. Я остался в авиации по одной причине: такой мне попался инструктор. И теннис я бы давно уже бросил, но мне достался такой тренер, с которым мне нравится общаться, мы психологически совпадаем. Вот что надо искать. У моей дочери есть учительница английского языка, которая приходит к нам домой, и нам несказанно повезло: они подруги. Благодаря этому Варвара Леонидовна влюбилась в языки - теперь она учит еще и французский. Если такого человека нет, то хоть убейся - ничего не выйдет. Мы в школе ненавидели вообще все предметы только из-за того, что там были такие преподаватели. Но я обожал русский язык из-за училки и обожал историю. Историю у нас вел учитель, у которого в детстве был полиомиелит, он ходил на костылях, но дети сбегали с других уроков, чтобы послушать, что он рассказывает. Важно, чтобы у каждого человека был такой учитель - мы тогда были бы совсем другой страной.

- А на телевидении вы из-за кого остались?

- Я не собирался работать на телевидении - оно мне не надо было вообще. Мне предложили провести две программы. Я попробовал, понял, что у меня не получается, и сказал: я ухожу, ребята. Тогда они провели какой-то дурацкий отбор, и было совершенно понятно, что это видимость. Мне сказали: все, давай третью программу - и можешь валить. Я отвел, ушел за кулисы, и Саша Любимов мне сказал: «Стой здесь» - а сам пошел в студию. Я остался за кулисами и услышал, как он людям, сидящим на трибуне, говорил, что им несказанно повезло, что они наконец нашли человека, которого ждала вся страна. Это была речь, какую говорят на присвоении звания трижды Героя Советского Союза или на вручении Нобелевской премии, я даже перекрестился от радости, что они наконец нашли такого человека. И тут он назвал мое имя, и меня вытолкнули из-за кулис. Студия стоя мне аплодировала. Я только из-за этого остался на «Поле чудес», потому что ну куда я мог уйти после всего этого?

- Сильно изменилось телевидение с тех пор?

- Мне на современном телевидении не хватает только одного - позитива. Человеку надо все время говорить, что он хороший, объяснять, что он лучший. Нельзя каждый раз говорить людям, что вокруг все воры, пьяницы, скоты - так мы действительно превратимся в быдло. Как и вся страна, я в 5 утра включаю телевизор и вижу: вчера на трассе Дон разбились 86 человек, тут же к ним видеоряд - все в крови, арестован такой-то за кражу 18 миллионов, нашли изнасилованную девочку - и это в 5 часов утра. Оно мне надо утром? А что больше ничего хорошего в стране не происходит? Я хочу открыть глаза и понять, что я живу, как и раньше, даже если это немножко ложь. Я хочу вдруг узнать, что где-то построили хороший дом, может быть, хорошую дыню вырастили, корабль со стапелей спустили, где-то родился стомиллионный ребенок, построили церковь. Телевидение должно быть позитивное. Я сейчас не сказал, что оно должно быть качественное - это само собой разумеется.