Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды26 августа 2014 12:15

Как впасть в «Зимнюю спячку»

В российский прокат выходит фильм-победитель Каннского кинофестиваля
Кадр из картины "Зимняя спячка"

Кадр из картины "Зимняя спячка"

Триумфатора Канн этого года турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана, долго вели к этой весьма спорной, с моей точки зрения, победе. С 2003 года Канны регулярно закидывали чемпиона фестивальной скуки наградами, последовательно ведя к высшей ступеньке пьедестала: приз за режиссуру (за «Трех обезьян»), дважды Гран-при (за «Отчуждение» и «Однажды в Анатолии») и вот, наконец, «Золотая пальмовая ветвь» - за невыносимую по длительности (3 часа 16 мин.) и занудству "Зимнюю спячку". Фильм, до середины которого досидит редкий современный зритель, если его, конечно, не подвергнуть наркозу.

Это как бы вторая серия "Отчуждения", где тоже красиво шел снег, а представитель турецкой художественной интеллигенции сталкивался в непримиримом противостоянии с культурно и классово чуждым элементом из низшей касты. Герой "... спячки" - такой же творческий импотент, и тоже болтает, не затыкаясь, - о непротивлении злу насилием, о написании "больших толстых книг", о благотворительности и т. д. Таких героев - как бы ни про что, способных только на то, чтобы сотрясать воздух - мы уже не раз видели. Такие диалоги - как бы ни о чем, по мотивам А.П. Чехова - мы уже не раз слышали. Но в фильме, безусловно, содержатся элементы «большого кино» - в те редкие минуты, когда режиссеру надоедает бичевать гнилую турецкую интеллигенцию, к которой он сам принадлежит, и он выходит на свежий морозный воздух, включает высокодуховного Шуберта и фиксирует пейзаж в тумане и одинокую фигуру в нем. Из символов имеется также Дом - на этот раз Отель, высеченный в живописной анатолийской скале, Женщина в окне, и, наконец, - как же без нее? - Белая Лошадь — стреноженная, но в результате все-таки отпущенная на Свободу. К лошадям обычно хорошо идут яблоки, но подобное сочетание превратило бы этот опус и вовсе в комедию.

Н. Б. Джейлан воплощает собой тот тип выморочного, выспреннего автора, с детства укушенного призраком А. А. Тарковского, который, казалось, после знаменовавшей смену вех прошлогодней каннской победы «Жизни Адель», должен был, наконец, отойти в прошлое. Но нет, как видим, быстро такие дела не делаются. Так пусть же пока ликуют киноклубники, на их улице сегодня праздник!