Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Общество26 августа 2014 11:30

Цирк приехал!

В эти дни российскому государственному цирку исполняется 95 лет
Русские цирковые артисты - победители фестиваля ЦирКуба с Вадимом Гаглоевым, главой РосГосЦирка

Русские цирковые артисты - победители фестиваля ЦирКуба с Вадимом Гаглоевым, главой РосГосЦирка

26 августа 1919 года Ленин подписал декрет о создании единого государственного цирка, и так началось его победное шествие. Самый большой и самый замечательный цирк планеты – так его называли в свое время. Наравне с балетом и ракетами, в области цирка мы были впереди планеты всей.

В девяностые цирк переживал тяжелые годы, как и вся страна, а теперь он оживает, и снова радует миллионы зрителей. С 20 августа по 7 сентября пройдут праздненства юбилея цирка – и на Красной площади в рамках фестиваля «Спасские ворота», и в помещениях цирка пройдут специальные представления. Пройдут цирковые артисты по улицам столицы, чтобы напомнить об этом удивительном, народном и любимом жанре.

Вадим Гаглоев, новый глава РосГосЦирка, моложавый, атлетический, седой в свои 45 лет, надеется возродить цирк, возвратить ему его былой блеск и славу. И доходы, что скрывать? В брежневские годы СоюзГосЦирк зарабатывал сто пятьдесят миллионов тогдашних долларов (наверное, полмиллиарда нынешними) гастролями за рубежом, и столько же – внутри страны. Сейчас многие цирки убыточны, сидят на дотациях, да и спектаклей куда меньше.

При Брежневе в цирке всегда был аншлаг, четыреста спектаклей в год – а сейчас с трудом сто двадцать. “Цирк отстал от времени, - говорит Гаглоев, - молодежь, выросшая на компьютерах, не понимает старую эстетику, сложившуюся в пятидесятые годы. Нужно использовать современные технологии, сплотить отдельные номера – в одно шоу, использовать экономию масштаба, сделать цирк прибыльным и популярным. Но все преобразования будут постепенными.” Подумав минуту, он добавляет: “И быстрыми. Постепенными и быстрыми”.

Переход от отдельных номеров к цельным программам должен сделать цирк более зрелищным. Среди первых новых программ – «Снег» по мотивам русских, якутских и чукотских сказок, «Мультики» - мультимедийная программа, где появятся любимые герои мультфильмов.

Еще одна программа возникает в эти дни в связи с Латинской Америкой. Там, в Перу, Эквадоре и Колумбии сейчас гастролирует РосГосЦирк. На очереди – Мексика. Гаглоев встретился с мексиканскими цирковыми агентами и они решили создать программу «Открытие Мексики», о конкистадорах, индейцах майя. После обкатки в Мексике программа будет представлена в России.

Но переход к программам будет плавным, обещает Гаглоев. Сохранится дивертиссмент, то есть просто некоторое количество номеров, которые не входят в готовые программы. «Через колено ломать не будем», добавляет он. Закрытость цирка новым веяниям и новым людям – это пережиток, с которым надо бороться, говорит Гаглоев. Он и сам человек извне, и по-моему, порядком озабочен этим. Многие в системе не принимают его идеи именно потому, что он – не цирковой с рождения, не «вырос в опилках», как они говорят. Но Гаглоев верит, что спасение именно в открытости новым людям и новым идеям. Гаглоев пришел не с улицы – он и раньше занимался цирком. На его счету удачный проект – цирк “Кракатук”, ставивший цирковое шоу по “Щелкунчику” на музыку Чайковского, и шоу “Спящая красавица”. Но сейчас ему придется руководить совершенно иным масштабом операций – не одним, а 32 цирками.

Новая метла

«Мы запустим производственный конвейер цирка, как в советские времена. Составим схему транспортных потоков. Удачное цирковое шоу будет переезжать из Питера в Кострому, затем в Иваново, и так до самого Владивостока. Переезды цирка должны быть плановыми, рассчитанными заранее» - говорит Гаглоев. - Сегодня цирки кочуют, как договорятся, и с кем договорятся. Один едет из Уфы в Смоленск, другой из Новгорода в Хабаровск. Одни транспортные расходы съедают половину прибыли. И качество страдает.»

Гаглоев воссоздает Советский Союз, говорят его критики. Он хочет превратить полуразрушенную структуру РосГосЦирка, где каждый директор практически независим, и только бюджет покрывает все убытки, в единое прибыльное предприятие. Сплотить цирки единой дисциплиной, навести порядок. Даровые деньги портят цирк, говорит Гаглоев, да и щедрость бюджета не гарантирована.

Придя на свой новый пост, Гаглоев встретился с системой откатов, которая, по его словам, обескровила цирк. Например, большая труппа РосГосЦирка выступает сейчас в Японии и имеет огромный успех.Залы полны, сбор – около семи миллионов долларов. Но предыдущие руководители РосГосЦирка заключили такой контракт с японцами, что цирк после всех расходов заработал только … 12 тысяч долларов! Это можно объяснить чудовищной неопытностью и неумением считать – или солидным откатом в конверте. Гаглоев съездил в Японию, встретился с тамошними импрессарио, и убедился – они привыкли работать на откатах. «Больше откатов не будет» - говорит он. «Мы будем работать только по-белому, и прибыль пойдет в казну цирка».

Сейчас он провел переаттестацию директоров. Не удивительно, что не все прошли. Гаглоев рассказывает с возмущением о цирке в Иваново – директор взял новое, с иголочки, здание цирка и довел его до ручки, вогнал свой цирк в огромные убытки. Цирковые мастера объясняют мне – директор рассчитывал приватизировать цирк и старался понизить его балансовую стоимость. Директор не прошел переаттестацию – сейчас в Иваново будет новый директор, которому придетсяя восстанавливать пострадавшее здание.

С другой стороны, цирк в Рязани уберег своего директора. На него было много жалоб – мол, пьет, и цирк плохо понимает – пришел несколько лет назад из армии. Но он за короткое время сделал цирк прибыльным, народ пошел в цирк. И он блестяще прошел переаттестацию.

Убыточны цирки Самары и Ростова – хотя это большие города, где люди охотно ходят на представления. Тут тоже будет больше спроса к администрации. В некоторых цирках привыкли класть выручку в карман, а расходы передавать в бюджет. В результате страдают и бюджет, и цирк.

«Штаты раздуты», - говорит Гаглоев. В системе РосГосЦирка – 1500 артистов и 5000 администраторов, то есть по 150 администраторов на один цирк. Это недопустимо – в западных цирках на один цирк приходится 20 администраторов. Если и не сразу, к этому надо стремиться, возможно, передавая на аутсорсинг отдельные функции. В РосГосЦирке за годы разрухи застряло немало неработающих артистов. Один дрессировщик собак годами не выходил на арену, занимался торговлей собаками, но регулярно получал зарплату. Сейчас цирк избавляется от бесполезных попутчиков. Они строчат жалобы – вернуться к эффективности не так-то легко.

Раньше большинство артистов цирка были детьми артистов цирка, отдельной кастой, и в замкнутом цирковом мире новые люди редко появлялись. Сейчас – все больше и больше приходят извне, из кружков, из спорта.

Цирковые артисты – люди крайне независимые. Они работают по коротким контрактам – на несколько представлений, на год. Советская система пожизненных контрактов распалась, а с ней чуть было не распался и когда-то лучший в мире советский цирк.

Для РосГосЦирка это проблема. Цирковые артисты работают по контракту в РосГосЦирке, получают зарплату, отрабатывают свои номера до совершенства, оттачивают их, показывают – а затем их сманивают зарубежные частные цирки, и они уходят вместе с номерами. У западных цирков такого не бывает – они заключают с артистами такие договора, что и не уйдешь раньше времени, и номер с собой не возьмешь – засудят. Гаглоев хочет изменить этот порядок, не позволять артистам уносить с собой готовые номера. Но он понимает, что такие вещи изменить нелегко, и не торопится.

Но цирк под руководством Гаглоева не только избавляется от лишнего жира. Он растет. Впервые за многие годы РосГосЦирк озаботился воспитанием нового поколения. Заключен договор с московской школой циркового искусства. Она выпускает двадцать человек в год, и до настоящего времени все они выходили в никуда – сами искали себе место под солнцем. С этого года половина выпуска будет идти прямиком в систему РосГосЦирка.

В этом году к 32 циркам РосГосЦирка прибавился один новый, в Севастополе. Севастопольский цирк и его первое представление в освобожденном “нашем Крыму” – предмет гордости Гаглоева. В нем участвовали цирковые артисты не только из России, но из Италии, Германии, Венгрии, Украины, что было особенно важно в свете непризнания Крыма. Севастопольцам понравилось!

Заодно создается новый постоянный цирк в Ялте – он был в советские годы, но погиб за годы украинской разрухи. Новый цирк создается в Автово в Питере – старый городской цирк на Фонтанке вышел в 90-е годы из системы РосГосЦирка и стал самостоятельным, как и цирк на Цветном Бульваре в Москве, и цирки Казани и Хабаровска. Цирк в Автово будет принадлежать РосГосЦирку. Гаглоев озабочен будущим цирковых животных. Русский цирк всегда славился своими дрессурой, что за цирк без зверей? Но начиная с этого года во многих странах, в первую очередь в Европе, вводятся серьезные ограничения на работу с животными. Современное западное общество озабочено негуманной дрессурой, страданиями животных. В дрессуре по-прежнему употребляется палка, ставится задача сломить и покорить зверя. Жесткое покорение и укрощение стали неприемлемыми. «Нужно многое менять, - говорит Гаглоев. – Нужны мировые стандарты обращения с животными, и РосГосЦирк может стать ведущим фактором в их создании».

После нескольких дней общения, у меня появилась надежда, что русский цирк снова станет ведущим в мире. Пока он самый большой, но Вадим Гаглоев полон решимости снова сделать его и самым лучшим.

Циркуба

В эти дни в Гаване проходил «ЦирКуба» - международный фестиваль цирка, на котором был представлен и русский цирк – несколькими номерами в общей программе. Это была сенсация! Русские номера получили высшие награды.

Гран При фестиваля взяла пара русских акробатов Станислав Котельников и Вячеслав Спирин, худые, жилистые, тренированные парни под тридцать из Волгограда («бывший Сталинград, знаете?»). Их номер под названием «Тени» потрясает. Стас держит Славу с такой легкостью, с какой мы держим на руках маленького ребенка. Слава практически стоит на одной руке на голове Славы. Номер называется «Тени» потому, что они движутся легко и неуловимо, как тени. Они были настолько лучше всех, что их победа казалась неизбежной.

Стас и Слава пришли в цирк из спорта. Они были мастерами спорта по акробатике, но акробатика не входит в олимпийскую обойму. Поэтому они сделали номер, и стали его показывать на разных сценах. Номер – это пять-восемь минут на арене, но к нему нужно готовиться, репетировать, тренироваться все время. Они поработали полтора года в цирке дю Солей, мощном канадском цирке с его тридцатью площадками, поработали в цирке Никулина на Цветном бульваре, сейчас – в РосГосЦирке, преемнике СоюзГосЦирка, объединяющим большинство цирков России.

Еще один русский призер, взявший бронзу – коренной москвич Максим Хельмут, худощавый паренек двадцати пяти лет, напоминающий грустного Леонардо ди Каприо. Он с такой грацией двигался вверх по вертикальному канату, что публика оторопела. Не было видно усилий – как и у других русских артистов, у Максима тонкая психологическая канва за акробатикой. Максим выступает в московском мюзик-холле, прилетел в Гавану за свой счет и по своей инициативе – на людей посмотреть и себя показать. После такого блестящего выступления у него, наверняка, будет карьерный взлет.

Золото взяла кубинская группа. Это цирк молодых, из них прёт кураж, молодость, энергия, сексуальность, восторг и энтузиазм. Они носятся под куполом, делают тройные сальто-мортале, девочки не забывают потрясти грудями. Наверное, они не так профессиональны, как русские артисты, но они передают в зал такую волну радости и счастья, что России, довольно хмурой северной стране, хватило бы на десятилетие.

Я бы дал особый приз кубинским зрителям. Их было множество, несмотря на августовскую жару. Публика на Кубе – замечательная, ей можно поставить самый высший балл. Она чутко реагирует на движения на арене, и удачный прыжок гимнаста вызывает всеобщий вопль, будто забили шайбу в Лужниках. Опять-таки социализм – билеты стоили по двадцать рублей, и конечно, все были проданы.